Следственный изолятор

 Кодекс торгового мореходства

Следственный изолятор

 

главная

новости

законы

слухи

розыск

анекдоты

рассказы

картинки

 

Россия

Украина

Оглавление

 

РАЗДЕЛ V

МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Статья 128. Организация морских перевозок грузов
Условия морской перевозки грузов определяются договором.
Морские перевозки для государственных потребностей
осуществляются в порядке, установленном действующим
законодательством Украины.
Перевозчик и грузовладелец в случае необходимости
осуществления систематических перевозок грузов могут заключать
долгосрочные договоры об организации морских перевозок.

Статья 129. Морские перевозки транспортом общего
использования
Морская транспортная организация общего использования:
а) обязана принять любой предложенный для перевозки груз,
если на судне есть свободные помещения, пригодные для перевозки, и
груз может быть перевезенный без вреда для ранее принятых в
перевозку грузов;
б) не вправе предпочитать одному грузовладельцу перед другим
что касается принятия грузов и условий перевозки, за исключением
случаев, предусмотренных действующим законодательством Украины;
в) обязана публиковать тарифы и условия перевозок.
Морская транспортная организация общего пользования не имеет
права заключать договоры с грузовладельцами об освобождении от
ответственности или ее уменьшения, которую в соответствии с
правилами этого раздела эта организация - перевозчик должна нести
за потерю, недостачу и повреждение или просрочку в доставке груза.

Статья 130. Запрещение принятия груза для перевозки
Принятие грузов для перевозки в определенных направлениях
может быть запрещено только в исключительных случаях Министерством
транспорта Украины с сообщением об этом заинтересованных
организаций и Правительства Украины.
В случаях явлений стихийного характера, катастроф и аварий,
которые вызвали перерыв в движении, а также в случае объявления
карантина принятие грузов может быть временно прекращено или
ограничено распоряжением начальника порта с немедленным сообщени
ем об этом Министерства транспорта Украины, которое устанавливает
срок действия запрещения принятия груза и его ограничения.
Запрещение, временное прекращение или ограничение принятия
груза могут быть введенные для перевозок в определенных
направлениях, из определенных портов или в определенные порты.
О запрещении, временном прекращении или ограничении приемки
груза начальник порта немедленно извещает отправителей грузов, а
при перевозке грузов в прямом смешанном или прямом водном
сообщении - также и организации других видов транспорта.

Статья 131. Каботажные перевозки
Перевозка между портами Украины осуществляются судами,
которые плавают под Государственным флагом Украины, а также
судами, которые плавают под иностранным флагом при условии
получения на это разрешения Министерства транспорта Украины.

Статья 132. Международные перевозки
Перевозка между портами Украины и иностранными портами могут
осуществляться как судами, которые плавают под Государственным
флагом Украины, так и при условии взаимности судами, которые
плавают под иностранным флагом.

ГЛАВА 2. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Статья 133. Понятие договора морской перевозки груза
По договору морской перевозки груза перевозчик или
фрахтователь обязывается перевезти порученный ему отправителем
груз из порта отправки в порт назначения и выдать его
уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отпр
авитель или фрахтователь обязывается оплатить за перевозку
установленную плату (фрахт).
Фрахтователем и фрахтовщиком признаются лица, которые
заключили между собой договор фрахтования судна (чартер).

Статья 134. Доказательство существования и содержание
договора морской перевозки груза
Договор морской перевозки груза должен быть заключен в
письменной форме.
Документами, которые подтверждают наличие и содержание
договора морской перевозки груза, есть:
1) рейсовый чартер - если договор предусматривает условие
предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных
судовых помещений;
2) коносамент - если договор не предусматривает условия,
отмеченного в пункте 1 этой статьи;
3) другие письменные доказательства.

Статья 135. Правоотношения перевозчика и получателя груза
Правоотношения между перевозчиком и получателем груза
определяются коносаментом. Условия договора морской перевозки, не
изложенные в коносаменте, обязательные для получателя, если в
коносаменте сделана посылка на документ, в котором они изложен ы.

Статья 136. Реквизиты рейсового чартера
Рейсовый чартер должен содержать основные реквизиты:
наименование сторон, судна и груза, порта отправки и назначения
(или места направления судна). К рейсовому чартеру могут быть
включены по согласию сторон другие условия и предостережения.
Рейсов ый чартер подписывается фрахтовщиком (перевозчиком) и
фрахтователем или их уполномоченными представителями.

Статья 137. Доказательства принятия груза к перевозке
После приемки груза к перевозке перевозчик груза, капитан или
агент перевозчика обязаны выдать отправителю коносамент, который
является доказательством приема перевозчиком груза, отмеченного в
коносаменте.
Перевозчик может выдать другой, чем коносамент, документ в
подтверждение получения груза для перевозки. Такой документ
является первостепенным доказательством заключения договора
морской перевозки и принятия перевозчиком груза, как описано в
этом документе.
Коносамент составляется на основании подписанного
отправителем документа, в котором, в частности, должны содержаться
данные, отмеченные в пунктах 4-8 статьи 138 этого Кодекса.
Отправитель отвечает перед перевозчиком за все последствия,
которые возникли в результате неправильности или неполноты
сведений, отмеченных в упомянутом документе.

Статья 138. Реквизиты коносамента
В коносаменте указываются:
1) наименование судна, если груз принят для перевозки на
определенном судне;
2) наименование перевозчика;
3) место принятия или нагрузки груза;
4) наименование отправителя;
5) место назначения груза или, при наличии чартера, место
назначения или направления судна;
6) наименование получателя груза (именной коносамент) или
указания, что коносамент издан "приказа отправителя", или
наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказ
получателя" (ордерный коносамент), или определениям, что конос
амент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя);
7) наименование груза, его маркирование, количество мест или
количество и/или мера (масса, объем), а в необходимых случаях -
данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;
8) фрахт и другие принадлежащие перевозчику платежи или
указания, что фрахт должен быть оплачен согласно условиям,
изложенным в рейсовом чартере или другом документе, или указания,
что фрахт полностью оплачен;
9) время и место выдачи коносамента;
10) количество составленных экземпляров коносамента;
11) подпись капитана или другого представителя перевозчика.
Во время буксировки леса в плотах данные, отмеченные в пункте
7 этой статьи, перевозчиком не проверяются и включаются в
коносамент на основании письменного заявления отправителя.
Если в случае перевозки грузов наливом, насыпью или навалом
данные, отмеченные в пункте 7 этой статьи, не были проверены,
перевозчик вправе включить их в коносамент с соответствующим
предостережением. Такое же предостережение может быть сделано пе
ревозчиком во время перевозки различных грузов в том случае, когда
у него есть достаточные основания считать, что данные, упомянутые
в пункте 7 этой статьи, указанные отправителем неточно или он не
имел другой возможности их проверить. При перевозке гру зов в
заграничном сообщении в коносамент могут быть внесены по согласию
сторон и другие условия и предостережения.

Статья 139. Количество экземпляров коносамента
Перевозчик обязан выдать отправителю по его желанию несколько
экземпляров коносамента тождественного содержания, причем в каждом
из них отмечается количество сложенных экземпляров коносамента.
После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента остаток
экземпляров теряет силу.

Статья 140. Передача коносамента
Коносамент передается с соблюдением таких правил:
1) именной коносамент может передаваться по именным
передаточным надписям или в другой форме с соблюдением правил,
установленных для передачи долгового требования;
2) ордерный коносамент может передаваться по именным или
бланковым передаточным надписям;
3) коносамент на предъявителя может передаваться путем
простого вручения.

Статья 141. Возвращение груза отправителю
Отправитель имеет право требовать возвращения груза в порту
отправки к отходу судна или выдачи груза в промежуточном порту,
или выдачи не тому лицу, которое отмечено в коносаменте, при
условии предъявления всех выданных отправителю экземпляров кон
осамента или предоставления соответствующего обеспечения и с
соблюдением правил этого Кодекса об отказе от договора морской
перевозки. Такое же право относится каждому законному держателю
всех выданных отправителю груза экземпляров коносамента.

Статья 142. Тарирование и упаковка груза
Грузы, которые нуждаются в таре и упаковке для предотвращения
потерь, недостач и повреждения, должны направляться на перевозку в
исправной таре и упаковке, которые обеспечивают полное сохранение
грузов в процессе перевозки и перегрузки.
На каждом грузовом месте должно быть нанесено полное и четкое
маркирование, предусмотренное правилами морской перевозки грузов.
Плоты должны направляться отправителем в состоянии, которое
отвечает установленным правилам сбивания, а за отсутствия таких
правил - в состоянии, которое обеспечивает в целости доставку
плотов морем.

Статья 143. Мореходное состояние судна
Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейсу, привести
судно в мореходное состояние: обеспечить техническую пригодность
судна к плаванию, должным образом снарядить его и обеспечить всем
необходимым, укомплектовать экипаж, а также привести трюм ы и все
другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние,
которое обеспечивает должное принятие, перевозку и хранение груза.
Перевозчик не несет ответственности, если он докажет, что
немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не
могли быть обнаружены при проявлении им надлежащей тщательности
проверки (скрытые недостатки).
Любые договоры сторон, которые противоречат части первой этой
статьи, недействительны.

Статья 144. Документы на груз
Отправитель должен своевременно передать перевозчику все
документы относительно груза, как того требуют портовые,
таможенные, санитарные и другие административные правила.
Отправитель отвечает перед перевозчиком за убытки, причиненные
вследствие нес воевременной передачи, неправильности или неполноты
этих документов.

Статья 145. Замена судна
Если груз должен перевозиться на определенном судне, он может
быть загружен на другое судно только по согласию отправителя или
фрахтователя, за исключением случаев перегрузки вследствие
технической необходимости, которая возникла после начала загрузки.

Статья 146. Размещение груза на судне
Груз размещается на судне по усмотрению капитана, но не может
быть помещен на палубе без письменного согласия отправителя, за
исключением грузов, перевозка которых на палубе допускается в
соответствии с действующими правилами и обычаями.
Перевозчик несет ответственность за правильное размещение,
крепление и сепарацию грузов на судне. Указания перевозчика
относительно загрузки, крепления и сепарации груза обязанности для
юридических и физических лиц, которые выполняют грузовые работы.

Статья 147. Перевозка грузов в опломбированных помещениях
Грузы могут перевозиться в опломбированном отправителем
лихтере, судовом помещении или контейнере.

Статья 148. Сталийное время
Срок, в течение которого груз должен быть нагружен на судно
или выгружен с судна (Сталийное время), определяется соглашением
сторон, а за отсутствия такого соглашения - нормами, принятыми в
порта погрузки (разгрузка).

Статья 149. Контрсталийное время
Соглашением сторон могут быть установлены дополнительное
после окончания срока погрузки (разгрузка) время ожидания судном
окончания грузовых работ (контрсталийное время) и размер платы
перевозчику за простой судна в течение контрсталийного време ни
(демередж), а также вознаграждение за окончание погрузки
(разгрузка) к окончанию сталийного времени (диспач).
При отсутствии соглашения сторон, предусмотренного частью
первой этой статьи, продолжительность контрсталийного времени и
размер платы перевозчику за простой, а также размер вознаграждения
отправителю или фрахтователю за досрочное окончание погрузки
(разгрузка) определяются в соответствии со сроками и ставками,
принятыми в соответствующем порту.
При отсутствии указанных ставок размер платы за простой
определяется затратами на содержание судна и экипажа, а
вознаграждение за досрочное окончание погрузки (разгрузка)
исчисляется в половинном размере платы за простой.

Статья 150. Надконтрсталийное время
Во время загрузки судна в случае окончания контрсталийного
времени перевозчик имеет право взыскать нанесенные ему дальнейшей
задержкой судна убытки и отправить судно в рейс, если даже весь
обусловленный груз не загружен на судно по причинам, к оторые не
зависят от перевозчика. При этом перевозчик имеет право на
получение полного фрахта.

Статья 151. Принятие груза в случае задержки судна под
погрузкой
В случае предоставления для перевозки груза всего судна
капитан не вправе отказаться от принятия груза, доставленного к
окончанию сталийного или контрсталийного времени, если стороны
договорились об этом, даже если принятие и заключение груза могут
задержать судно свыше установленного срока. За каждый лишний день
задержки судна свыше контрсталийное времени отправитель обязан
возместить перевозчику причиненные убытки.
В тех случаях, когда для перевозки груза предоставлено не все
судно, капитан вправе к окончанию согласованного сталийного (или
сталийного и контрсталийного) времени отказаться от принятия
груза, который вследствие его предъявления с опозданием можно
загрузить на судно надлежащим образом и без вреда для остатка
груза не иначе как задержав судно. При этом перевозчик имеет право
на получение полного фрахта.

Статья 152. Разгрузка постороннего груза 
В случае предоставления для перевозки груза всего судна,
части судна или отдельных судовых помещений отправитель может
требовать изъятия груза, которое не принадлежит ему, с поданного
ему судна, части судна или судового помещения в порту отправки, а
в случае предоставления всего судна - в любом порту захода. Если
посторонний груз не был своевременно изъят с судна, отправитель
имеет право требовать соответствующего уменьшения фрахта, а также
возмещения нанесенных ему вследствие этого убытков.


Статья 153. Неправильно указанный груз
Груз легковоспламеняющийся, взрывоопасный или вообще опасный
по своей природе, если он был сдан под неправильным или неполным
наименованием и во время его принятия перевозчик не мог путем
внешнего осмотра убедиться в его свойствах, может быть в любое
время выгружен перевозчиком или уничтожен обезврежен или, как того
будут требовать обстоятельства, без возмещения отправителю
связанных с этим убытков.
Отправитель отвечает за все убытки, причиненные перевозчику
или третьим лицам в связи с перевозкой отмеченного груза.
Фрахт за перевозку такого груза не возвращается, а если он во
время отправки груза не был оплачен, то перевозчик может взыскать
его полностью.

Статья 154. Разгрузка опасного груза
Если погруженный с известия и по согласию перевозчика груз,
отмеченный в статье 153 этого Кодекса, станет опасным для судна,
другого груза или людей, которые находятся на судне, то перевозчик
вправе обойтись с таким грузом согласно части первой с татьи 153
этого Кодекса. Отправитель в таком случае не несет ответственности
перед перевозчиком за убытки, причиненные в связи с перевозкой
отмеченного груза, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет
право на фрахт в размере, пропорциональном фактичес кой дальности
перевозки груза к моменту его прекращения.

Статья 155. Отправка судна с неполным грузом
В случае, если отправителю предоставлено для перевозки все
судно, перевозчик обязан по требованию отправителя отправить судно
в плавание, даже если не весь груз был погружен. Перевозчик в этом
случае сохраняет право на полный фрахт.

Статья 156. Отказ сторон от договора до отхода судна
Каждая из сторон вправе отказаться от договора морской
перевозки груза без возмещения другой стороне связанных с этим
убытков в таких случаях, которые произошли к отходу судна из
порта:
1) военных или других действий, которые могут угрожать
опасностью захвата судна или груза;
2) блокады порта отправки или назначения;
3) задержание судна по распоряжению власти по причинам,
которые не зависят от сторон договора;
4) привлечение судна для специальных потребностей
государства;
5) запрещения руководством порта вывоза из порта отправки или
ввоза в порт назначения груза, предназначенного для перевозки.
Случаи, предусмотрены в пунктах 3, 5 этой статьи, не могут
быть основанием для отказа от договора морской перевозки груза без
возмещения другой стороне убытков, если задержка предусматривается
кратковременной.
В случаях, предусмотренных в этой статье, перевозчик не несет
расходов, связанных с разгрузкой.

Статья 157. Отказ сторон от договора во время рейса
Каждая из сторон вследствие наступления любого из
обстоятельств, отмеченных в статье 156 этого Кодекса, может
отказаться от договора также во время рейса. В этом случае
отправитель возмещает перевозчику все затраченные последним
расходы относите льно груза, в том числе расходы, связанные с
разгрузкой, а также фрахт соразмерно фактической дальности
перевозки груза.

Статья 158. Прекращение договора без отказа сторон
Договор морской перевозки груза прекращается без отказа
сторон и без обязанности одной возместить другой причиненные
прекращением договора убытки, если после заключения договора и к
отходу судна с места погрузки вследствие обстоятельств, не
зависимых от сторон:
1) судно погибнет или будет силой захвачено;
2) судно будет признано непригодным для плавания;
3) погибнет груз, индивидуально определенный;
4) погибнет груз, который определяется родственными
признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет
сдать другой груз вместо погибшего.
Договор морской перевозки грузов прекращается вследствие
отмеченных обстоятельств и во время рейса, причем перевозчику
принадлежит фрахт соразмерно фактической дальности перевозки
исходя из количества спасенного и сданного перевозчиком груза.

Статья 159. Препятствия относительно захода в порт
Если вследствие запрета властей, стихийных явлений или других
причин, не зависимых от перевозчика, судно не может зайти в порт
назначения, перевозчик обязан немедленно сообщить об этом
отправителю.
Если в течение разумного срока с момента отправления
сообщения не поступит распоряжение отправителя о том, как обойтись
с грузом, капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших
портов по собственному усмотрению или возвратить этот багаж в порт
отправки, принимая во внимание то, что, по мнению капитана,
является более выгодным для отправителя.
Если для перевозки груза было предоставлено не все судно,
капитан должен выгрузить груз, который не может быть доставлен в
порт назначения, в другом порту согласно распоряжению отправителя.
В случае неполучения такого распоряжения в течен ие трех суток с
момента отправки сообщения капитан вправе выгрузить груз в одном
из ближайших портов по собственному усмотрению, сообщив об этом
отправителю. Капитан вправе сделать то же самое и в том случае,
когда распоряжение отправи теля невозможно выполнить без убытка
для владельцев других грузов, которые находятся на судне.
Отправитель обязан возместить перевозчику все расходы,
связанные с ожиданием распоряжения отправителя в течение разумного
срока, а также все расходы относительно груза и оплатить фрахт
соразмерно фактической дальности перевозки груза.

Статья 160. Срок доставки груза
Перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки, а
если они не установлены, - в обычно принятые сроки.

Статья 161. Девиация судна
Не считается нарушением договора морской перевозки груза
любое отклонение судна от намеченного пути с целью спасения на
море людей, судов и грузов, а также другое разумное отклонение,
если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика.

Статья 162. Выдача груза
Груз выдается в порту назначения:
1) по именному коносаментному получателю, указанному в
коносаменте, или лице, которому коносамент был передан по именной
передаточной надписи или в другой форме с соблюдением правил,
установленных для передачи долгового требования;
2) по ордерному коносаментному - отправителю или получателю в
зависимости от того, составлен коносамент "приказа отправителя"
или "приказа получателя", а в случае наличия в коносаменте
передаточных записей - лицу, отмеченному в последнем из непрерывн
ого ряда передаточных записей, или предъявителю коносамента с
последней бланковой надписью;
3) по коносаменту на предъявителя - предъявителю коносамента.

Статья 163. Платежи при получении груза. Право содержания
груза
Во время приема груза получатель обязан возместить расходы,
сделанные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой
судна в порту выгрузки, а также оплатить фрахт и плату за простой
в порту погрузки, если это предусмотрено в коносаменте или друг ом
документе, на основании которого перевозился груз, а в случае
общей аварии - внести аварийный взнос или предоставить должное
обеспечение.
Перевозчик может не выдавать груз до уплаты сумм или
предоставления обеспечения, отмеченных в части первой этой статьи.
Право содержания груза перевозчик сохраняет в случае сдачи
его на склад, который не принадлежит получателю, при условии
сообщения владельцу склада о таком праве.
После выдачи груза получателю перевозчик теряет право
требования от отправителя или фрахтователя платежей, не внесенных
получателем, за исключением случаев, когда перевозчик не смог
осуществить право содержания груза по независимым от него
причинам.

Статья 164. Право залога на груз
Для обеспечения требований, отмеченных в части первой статье
163 этого Кодекса, перевозчик имеет право залога на груз, который
перевозится.
Право залога прекращается в случаях:
1) выдачи груза получателю;
2) удовлетворение обеспеченных залогом требований
перевозчика;
3) принятие перевозчиком другого надлежащего обеспечения.
Перевозчик имеет право в порядке, предусмотренном
законодательством, продать груз, являющийся предметом залога,
предварительно сообщив об этом отправителю или фрахтователю, а
также получателю.
Из сумм, вырученных от реализации груза, требования
перевозчика, отмеченные в части первой статье 163 этого Кодекса,
удовлетворяются после оплаты судебных расходов, расходов,
связанных с сохранением и реализацией груза.
Если сумм, вырученных от реализации груза, недостаточно для
удовлетворения потребностей, отмеченных в части первой статье 163
этого Кодекса, а также процентов и убытков, причиненных отсрочкой
оплаты, перевозчик вправе требовать от отправителя или фр
ахтовщика сумму, которой не хватает.

Статья 165. Осмотр и проверка количества груза
Получатель и перевозчик имеют право (каждый) требовать к
выдаче груза осмотра и/или проверки его количества. Вызванные этим
расходы несет тот, кто требовал осмотра груза и проверки его
количества.

Статья 166. Заявление о недостаче или повреждении груза
Если во время приема груза, которое перевозится по
коносаменту, получатель письменно не заявил перевозчику о
недостаче или повреждении груза, то считается, если другое не
будет доказано, что получатель получил груз согласно условиям
коносамента.
Если груз был осмотрен и проверен получателем вместе с
перевозчиком, то получатель может не делать отмеченного в первой
части этой статьи заявления.
В случае, если потеря, недостача или повреждение не могли
быть обнаружены при обычном способе принятия груза, то заявление
перевозчику может быть сделано получателем в течение трех суток
после принятия груза.
Договора, которые противоречат этой статье, недействительны.

Статья 167. Сдача невостребованного груза на хранение
Если для перевозки груза было предоставлено не все судно и в
порту назначения получатель не запросил этот груз, не распорядился
им или отказался от него, перевозчик вправе, сообщив об этом
отправителю, сдать груз на хранение на склад или в другое на
дежное место за счет и на риск отправителя.
Если для перевозки груза было предоставлено все судно,
капитан в случае неявки получателя в порту назначения или в случае
его отказа от принятия груза обязан немедленно сообщить об этом
отправителю. Выгрузка и сдача груза на склад проводятся капитано м
только после окончания сроков выгрузки и контрсталийного времени и
при условии, что в эти сроки не поступит другого распоряжения
отправителя. Время, израсходованное перевозчиком на сдачу груза на
хранение, рассматривается как простой судна.
Если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт
сданный на хранение груз не будет запрошен и отправитель не
оплатит перевозчику всей надлежащей за эту перевозку суммы,
перевозчик вправе продать груз. Не запрошенный груз, который
быстро портится, может быть продан и к окончанию отмеченного
срока. О факте продажи груза перевозчик сообщает отправителю.
В морских портах Украины сроки и порядок хранения грузов до
получения их получателем определяются правилами, которые
устанавливаются Министерством транспорта Украины в соответствии со
статьей 3 этого Кодекса.
Грузы, которые хранятся в портах свыше установленных сроков,
подлежат продаже в порядке, установленном действующим
законодательством Украины, с компенсацией портам расходов на
хранение в соответствии с правилами статьи 169 этого Кодекса.

Статья 168. Оплата хранения несвоевременно вывезенного груза
В случае скопления в морских портах Украины грузов, которые
перевозятся в каботаже, вследствие несвоевременного их вывоза
получателями по вине последних, плата за хранение этих грузов в
портах может быть увеличена к трехкратному размеру.
Повышенная плата за хранение вводится не раньше как через
сутки после письменного сообщения об этом юридическому или
физическому лицу, с которого предусматривается взыскание
повышенной платы.

Статья 169. Продажа невостребованного и сданного на хранение
груза
Сумы, вырученные от продажи груза, отмеченного в статье 167
этого Кодекса, за вычетом сумм, надлежащих перевозчику,
зачисляются на депозит перевозчика для выдачи по принадлежности.
Если вырученных от продажи груза сумм окажется недостаточно
для покрытия принадлежащих перевозчику платежей и расходов,
связанных с хранением и продажей груза, перевозчик вправе взыскать
недополученные сумы с отправителя.
Если в течение шести месяцев с дня продажи груза никто не
заявит своих прав на сумму, вырученную от его продажи, то эта
сумма, за вычетом принадлежащих перевозчику платежей, поступает в
Государственный бюджет Украины, а сумма, вырученная от продажи без
документного груза, - в доход перевозчика на покрытие убытков,
вызванных удовлетворением требований, связанных с потерей или
нехваткой грузов.

Статья 170. Оплата фрахта
Все надлежащие перевозчику платежи выплачиваются отправителем
груза (фрахтователем).
В случаях, предусмотренных договором отправителя
(фрахтователя) с перевозчиком, а при перевозке в каботаже -
действующими на морском транспорте Украины правилами, допускается
перевод платежей на получателя.
Получатель обязан при принятии груза оплатить перевозчику,
если это не было сделано раньше грузоотправителем
(грузополучателем), надлежащий фрахт, внести плату за простой,
возместить отмеченные перевозчиком расходы, связанные с грузом, а
в с лучае общей аварии - сделать аварийный взнос или предоставить
должное обеспечение.
Перевозчик может не выдавать груз к выплате сумм или
предоставления обеспечения, отмеченных в части третий этой статьи.

Статья 171. Обеспечение оплаты фрахта
Если стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и
других расходов перевозчика относительно груза, а отправитель не
внес полностью фрахт перед отходом судна и не предоставил
дополнительного обеспечения, перевозчик имеет право к отходу судна
разо рвать договор и требовать уплаты ему половины обусловленного
фрахта, платы за простой, если он имел место, а также возмещение
других понесенных перевозчиком расходов относительно груза.
Разгрузка такого груза осуществляется за счет отправителя.

Статья 172. Оплата фрахта в случае отказа отправителя от
договора, если для перевозки было предоставлено все судно
Если для перевозки груза предоставлено все судно, отправитель
вправе отказаться от договора с уплатой:
1) половины полного фрахта, а также платы за простой, если он
имел место и израсходованных перевозчиком за счет груза сумм и не
включенных в сумму фрахта, если отказ отправителя поступил в
окончание сталийного или контрсталийного времени, установленно го
для погрузки, или к отправке судна в плавание, в зависимости от
того, который из этих двух моментов наступил раньше;
2) полного фрахта и других сумм, указанных в пункте 1 этой
статьи, если отказ поступил после одного из моментов, отмеченных в
пункте 1 этой статьи, и договор был заключен на один рейс;
3) полного фрахта за первый рейс, иных сумм, указанных в
пункте 1 этой статьи, и половины фрахта за остаток рейсов, если
отказ поступил после одного из моментов, отмеченных в пункте 1
этой статьи, и если договор был заключен на несколько рейсов.
В случае отказа отправителя от договора морской перевозки
груза до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать отправителю
груз, если даже выгрузка может остановить судно свыше
установленного срока.
При отказе отправителя от договора морской перевозки груза во
время рейса он вправе требовать выдачи груза только в порту
назначения, куда судно должно зайти согласно договору морской
перевозки груза, или в порту, куда оно зашло по необходимости.

Статья 173. Оплата фрахта в случае отказа отправителя от
договора, если для перевозки было предоставлено не все судно
Если по договору морской перевозки груза отправителю было
предоставлено не все судно, то его отказ от договора может
возникнуть только при условии уплаты полного фрахта, плате за
простой, если он имел место, и возмещение понесенных перевозч иком
расходов по грузу, не включенных в сумму фрахта. Перевозчик обязан
по требованию отправителя выдать груз к его доставке в порт
назначения только в том случае, если этим не будет нанесен ущерб
перевозчику и другим отправителям груза.

Статья 174. Дистанционный фрахт
В случае потери, недостачи или повреждения груза по причинам,
за которые перевозчик не несет ответственности, фрахт
выплачивается полностью. В случаях, предусмотренных статьями 154,
157, 158, 159 этого Кодекса, фрахт выплачивается соразмерно пройде
нному расстоянию.

Статья 175. Просрочка оплаты фрахта
Фрахт и другие платежи, принадлежащие перевозчику, а также
срок оплаты определяются договором морской перевозки груза. За
просроченный фрахт отправитель (фрахтователь) или получатель
платит пеню в соответствии с условиями договора морской перевозк и
груза или по ставкам, установленным Министерством транспорта
Украины.

Статья 176. Основания освобождения перевозчика от
ответственности за потерю, недостачу и повреждение груза
Перевозчик отвечает за потерю, недостачу и повреждение
принятого для перевозки груза, если не докажет, что потеря,
недостача или повреждение произошли не по его вине, в частности,
вследствие:

1) действия непреодолимой силы;
2) возникновение опасности и случайностей на море и иных
судоходных водах;
3) пожара, который возник не по вине перевозчика;
4) спасение людей, судов, грузов;
5) действий или распоряжений власти (задержание, арест,
карантин и тому подобное);
6) военных действий, террористических актов, народных
беспорядков;
7) действий или упущений отправителя или получателя;
8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественных
потерь, которые не превышают установленных норм;
9) незаметных по внешнему виду, недостатков тары и упаковки
груза или сбивания леса в плоты;
10) недостаточности или неясности маркирования груза;
11) забастовок или других обстоятельств, которые повлекли за
собой остановку или ограничение работы полностью или частично;
12) действий относительно предотвращения загрязнения
окружающей природной среды.
Ответственность перевозчика согласно с этой статьей возникает
с момента принятия груза к перевозке и заканчивается в момент его
выдачи.
Недействительными являются соглашения, которые не отвечают
положению этой статьи, за исключением соглашений об
ответственности с момента принятия груза к его погрузке на судно и
после выгрузки к сдаче груза.

Статья 177. Навигационная ошибка
Перевозчик не отвечает за потерю, недостачу или повреждение
груза, если докажет, что они произошли вследствие действий или
упущений капитана, других лиц судового экипажа и лоцмана в
судовождении или управлении судном. За потерю, недостачу или
поврежд ение груза, вызванные действиями или упущениями названных
лиц во время погрузки, размещения, выгрузки или сдачи груза,
перевозчик несет ответственность по правилам статьи 176 этого
Кодекса.

Статья 178. Освобождение перевозчика от ответственности за
нехватку груза
Перевозчик не отвечает за нехватку груза, который прибыл в
порт назначения:
1) в исправных судовых помещениях, лихтерах, контейнерах с
исправными пломбами отправителя (статья 147 этого Кодекса);
2) в целой и исправной таре без следов ее распаковывания в
пути;
3) в сопровождении проводника отправителя или получателя,
если только получатель не докажет, что нехватка груза произошла по
вине перевозчика.

Статья 179. Размер ответственности перевозчика за потерю,
недостачу и повреждение груза
За убытки, которые есть результатом потери или повреждения
груза, перевозчик несет ответственность в таких размерах:
1) за потерю и недостачу груза - в размере действительной
стоимости потерянного груза и груза, которого не хватает;
2) за повреждение или порчу груза - в сумме, на которую
снизилась стоимость груза.
Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если он не
входит в цену утраченного груза или груза, которого не хватает.

Статья 180. Определение стоимости груза
Действительная стоимость потерянного груза и груза, которого
не хватает, определяется по ценам порта назначения на то время,
когда туда пришла или должно была прийти судно, а при
невозможности определить эти цены - по ценам порта и врем енами
отправки груза, увеличенным на сумму расходов, связанных с
перевозкой.
Из возмещения за потерянный, поврежденный груз и груз,
которого не хватает, отчисляются расходы, связанные с перевозкой
груза (оплата фрахта, пошлины и тому подобное)должны были быть
сделаны грузовладельцем, но вследствие нехватки ил и повреждения
груза сделаны не были.

Статья 181. Ограничение ответственности перевозчика при
неотмеченной стоимости груза
Если стоимость груза не была отмечена и включена в
коносамент, возмещение за поврежденное место или единицу груза,
которой не хватает, не может превышать 666,67 расчетных единиц или
2,0 расчетных единиц за один килограмм массы брутто пов
режденного, испорченного груза или груза, которого не хватает, в
зависимости от того, какая сумма высшая, за исключением стоимости
контейнера или другого транспортного устройства отправителя
(фрахтователя), стоимость которого определяется в соответст вии со
статьей 182 этого Кодекса.
Соглашение об уменьшении отмеченной суммы является
недействительным. Перевозчик не имеет права на ограничение
ответственности, предусмотренное в части первой этой статьи, если
доказано, что потеря, недостача или повреждение стали результато м
действий или упущений перевозчика, осуществленных с намерением
нанести такую потерю, недостачу повреждение или через
самоуверенность с осознанием возможности причинения убытка.
Служащий или агент перевозчика не вправе воспользоваться
предусмотренными в этой главе правилами об ограничении
ответственности, если доказано, что недостача, повреждение или
порча стали результатом действия или упущения этого служащего или
аг ента, осуществленные с намерением причинить такой убыток или
через самоуверенность с осознанием возможности причинения убытка.
Если в коносаменте отмечено количество мест или единиц груза,
помещенного в контейнер или на другое устройство, то количество
мест или единиц груза для целей этой статьи принимается
соответственно в коносамент. Если в коносаменте не отмечено
количество мест или единиц груза, помещенного в контейнер или в
другое устройство, количество груза в контейнере или в другом
устройстве считается одним местом или одной единицей груза.

Статья 182. Ответственность перевозчика за потерю или
повреждение контейнера
За потерю или повреждение контейнера или другого устройства
отправителя (фрахтователя) перевозчик несет ответственность в
таких размерах:
1) за потерю контейнера или устройства - в размере его
действительной стоимости с учетом фактического износа контейнера
или устройства на момент его потери;
2) за повреждение контейнера или устройства - в размере
действительной стоимости его ремонта в порту назначения, если
ремонт не будет выполнен перевозчиком самостоятельно или за
собственный счет к моменту сдачи контейнера получателю.

Статья 183. Ответственность за простой судна по вине
отправителя или получателя груза
За простой судна вследствие непредъявления или
несвоевременного предъявления груза, задержки погрузочно -
разгрузочных работ, которые проводятся средствами отправителя или
получателя груза, или других задержек по вине отправителя или
получате ля груза ответственность несет отправитель или получатель
груза согласно с договором морской перевозки груза.
Штраф за контрсталийное время судов взимается в бесспорном
(безакцептном) порядке после предоставления отправителю или
получателю груза расчета сталийного времени и суммы штрафа.

ГЛАВА 3. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА

Статья 184. Понятие договора морской перевозки пассажира
По договору морской перевозки пассажира перевозчик
обязывается перевезти пассажира и его каютный багаж в пункт
назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить
багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение
багажа лицу; пассажир должен оплатить установленную плату за
проезд, а при сдаче багажа - и плату за провоз багажа.
Перевозка охватывает время пребывания пассажира и его
каютного багажа на судне, время посадки на судно и высадки, а
также доставки пассажира водным путем с берега на судно и обратно,
если плата за доставку входит в стоимость билета или если судно,
кот орое используется для этой вспомогательной перевозки, было
предоставлено перевозчиком.
Перевозка иного багажа, что не является каютным багажом,
охватывает время с момента принятия его перевозчиком, служащим или
агентом перевозчика на берегу или на борту судна к моменту его
выдачи перевозчиком, служащим или агентом перевозчика.

Статья 185. Сфера применения договора морского перевозка
пассажира
Правила этой главы применяются к перевозкам пассажира и
багажа, если:
1) судно плавает под Государственным флагом Украины;
2) договор перевозки заключен в Украине;
3) в соответствии с договором перевозки место отправки или
назначения находится на территории Украины.
Любые соглашения сторон, которые ущемляют права пассажира,
предусмотренные этой главой, являются недействительными.

Статья 186. Недействительность условий договора
Любое условие договора, заключенного к возникновению события,
которое стало причиной смерти пассажира или подрыва здоровья или
потери или повреждения багажа, которое имеет цель освободить
перевозчика от ответственности перед пассажиром или установить
меньшую, чем отмечена в статье 194 этого Кодекса границу
ответственности, а также любое условие, целью которой является
перенесение бремени доказательства, возложенного на перевозчика,
является недействительным. Но недействительность этого условия 
не тянет за собой недействительности договора перевозки, который
продолжает регулироваться правилами этой главы.

Статья 187. Доказательство заключения договора
Доказательством заключения договора морской перевозки
пассажира и уплаты стоимости проезда является выданный
перевозчиком билет. Сдача перевозчику багажа удостоверяется
багажной квитанцией.

Статья 188. Отказ пассажира от договора
Пассажир имеет право в любое время до отхода судна, а после
начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки
или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки.
Пассажир, который сообщил перевозчику об отказе от перевозки,
имеет право получить назад плату за проезд и провоз багажа в
порядке и сроки, установленные Министерством транспорта Украины.
Если пассажир отказался от перевозки не позже срока,
установленного правилами перевозки, или не появился к отходу судна
по болезни, или отказался до отхода судна от перевозки по этой же
причине с предъявлением соответствующего документа или по прич
инам, которые зависят от перевозчика, пассажиру возвращается вся
внесенная им плата за проезд и провоз багажа.

Статья 189. Отказ перевозчика от договора
Перевозчик имеет право отказаться от договора морской
перевозки пассажира при наступлении обстоятельств, отмеченных в
пунктах 1-4 статьи 156 этого Кодекса.
Договор морской перевозки пассажира прекращается без отказа
сторон при наступлении обстоятельств, отмеченных в пунктах 1 и 2
части первой статьи 158 этого Кодекса.
В случае прекращения договора морской перевозки пассажира к
отходу судна пассажиру возвращается вся плата за проезд и провоз
багажа, а при прекращении договора после начала рейса - часть
указанной платы соразмерно расстояния, перевозка на которую не
состоялась.
Перевозчик имеет право задержать отход судна, изменить
маршрут перевозки, место посадки или высадки пассажира, если такие
действия будут необходимые вследствие стихийного бедствия,
неблагоприятных санитарно - эпидемиологических условий в порту
отправ ки, назначения или по маршруту перевозки, а также других
событий и явлений, которые не зависят от перевозчика и делают
невозможным выполнение договора морской перевозки пассажира.

Статья 190. Права пассажира
Пассажир имеет право:
1) перевозить с собой детей бесплатно или на льготных
условиях;
2) перевозить с собой каютный багаж бесплатно в пределах
установленных норм;
3) сдавать для перевозки багаж за плату по тарифу.
О потере или повреждении багажа пассажир должен направить
письменное сообщение перевозчику или его агенту:
а) в случае явного повреждения каютного багажа - к или в
момент высадки пассажира;
б) в случае явного повреждения другого багажа - к или в
момент его выдачи;
в) в случае потери багажа или его повреждения, которое не
является явным, - на протяжении пятнадцати дней со дня высадки или
со дня выдачи багажа, или с того момента, когда он должен быть
выдан.
Если пассажир не выполнил требований этой статьи, то
считается, поскольку не доказано противоположное, что пассажир
получил свой багаж неповрежденным.
Письменное сообщение не нужно, если состояние багажа было
совместно определено или проверено в момент его получения.
Багаж, не запрошенный в течение трех месяцев со дня прихода
судна в порт назначения, может быть реализован в порядке,
установленном Министерством транспорта Украины.

Статья 191. Страхование пассажира
Пассажир по договору морской перевозки подлежит обязательному
страхованию от несчастного случая соответственно законодательству
Украины. Выплачиваемая пассажиром страховая премия входит в
стоимость билета.

Статья 192. Мореходное состояние судна
Перевозчик обязан до начала перевозки привести судно в
состояние, пригодное для плавания и безопасной перевозки
пассажиров, заблаговременно должным образом снарядить его и
обеспечить всем необходимым для плавания, укомплектовать экипажем
и содержать судно в таком состоянии в течение всего времени
морской перевозки пассажиров.

Статья 193. Ответственность перевозчика
Перевозчик отвечает за вред, причиненный вследствие смерти
пассажира или подрыва его здоровья, а также в результате потери
или повреждения багажа, если событие, вследствие которого был
причинен вред, произошло во время перевозки и было следствием вины
или небрежности перевозчика, его работников, агентов, которые
действуют в границах своих служебных обязанностей.
Перевозчик отвечает за недостачу или повреждение принятого в
перевозку багажа, а также за просрочку в его доставке, если не
докажет, что недостача, повреждение или просрочка в доставке
произошли не по его вине.
За потерю или повреждение каютного багажа перевозчик отвечает
только в случае, если пассажир докажет, что потеря или повреждение
произошли вследствие намерения или неосторожности перевозчика.
Перевозчик не отвечает за потерю повреждение денег, ценных
бумаг, драгоценных металлов и изделий из них, драгоценностей,
украшений, изделий искусства или других ценностей, за исключением
случаев, когда такие ценности были сданы на сохр анение
перевозчику, который согласился их хранить в безопасности. В
последнем случае перевозчик отвечает не выше границы,
предусмотренной частью четвертой статьи 194 этого Кодекса.
Если перевозчик докажет, что вина или небрежность пассажира
стали причиной или оказывали содействие его смерти или повреждению
здоровья, потере или повреждению его багажа, суд, который
рассматривает дело, может освободить перевозчика от ответственно
сти полностью или частично.

Статья 194. Границы ответственности перевозчика
В случае смерти пассажира или подрыва его здоровья
ответственность перевозчика ни в коем случае не превышает 175000
расчетных единиц в отношении перевозки в целом.
Ответственность перевозчика за потерю или повреждение
каютного багажа ни в коем случае не превышает 1800 расчетных
единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
Ответственность перевозчика за потерю или повреждение
автомашины, включая весь багаж, который перевозится в автомашине
или на ней, ни в коем случае не превышает 10000 расчетных единиц
за автомашину относительно перевозки в целом.
Ответственность перевозчика за потерю или повреждение другого
багажа, чем тот, что отмеченный в частях второй и третий этой
статьи, ни в коем случае не превышает 2700 расчетных единиц на
пассажира в отношении перевозки в целом.
Перевозчик и пассажир могут путем точно выраженного
письменного соглашения установить более высокие границы
ответственности, чем те, которые предусмотрены частями 1-4 этой
статьи.
Перевозчик, работник или агент перевозчика не вправе
воспользоваться границами ответственности, установленными в этой
статье, если будет доказано, что убыток причинен вследствие
действий или упущений перевозчика, работника или агента
перевозчика, сове ршенного или с намерением причинить этот убыток,
или через самоуверенность с осознанием возможного причинения
убытка.

ГЛАВА 4. ДОГОВОР МОРСКОГО КРУИЗА

Статья 195. Понятие договора морского круиза
По договору морского круиза одна сторона - организатор круиза
обязывается осуществить коллективное морское путешествие (круиз)
по определенной программе и предоставить участнику круиза все
связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и
экскурсионное обслуживание и тому подобное), а другая сторона -
участник круиза обязывается оплатить за это установленную плату.

Статья 196. Доказательства заключения договора морского
круиза
Документом, который подтверждает наличие договора морского
круиза, есть именная путевка или другой приравненный к ней
документ, выданный организатором круиза.

Статья 197. Сфера применения договора морского круиза
Следующие правила этой главы применяются в тех случаях, когда
соглашением сторон по договору круиза не установлено другое.
Однако любое соглашение сторон, которое ограничивает права
участника круиза, предусмотренное в этой главе, недействительно.

Статья 198. Мореходное состояние судна
Организатор круиза обязан до начала круиза обеспечить
приведение судна в надлежащее состояние в соответствии с условиями
статьи 192 этого Кодекса и содержать судно в таком состоянии в
течение всего времени круиза.

Статья 199. Отказ от договора участника круиза
Участник круиза имеет право в любое время до начала круиза
отказаться от договора морского круиза. Участник круиза, который
предварительно сообщил организатору круиза об отказе от договора,
имеет право получить назад плату за круиз в порядке, р азмерах и
сроки, установленные договором морского круиза.
В случае, когда организатор круиза не может предоставить
участнику круиза место на судне, которое предусмотрено договором,
или по согласию участника круиза такое же место на другом судне,
что по своими характеристикам и комфортабельностью не ниже о
бусловленного, участник круиза вправе отказаться от договора и
полностью получить назад плату за круиз.

Статья 200. Отказ от договора организатора круиза
Организатор круиза имеет право отказаться от договора
морского круиза в случае возникновения до начала круиза
обстоятельств, отмеченных в пунктах 1-4 статьи 156 этого Кодекса.
Если эти обстоятельства случились после начала круиза и
привели к его прекращению, договор аннулируется. В этом случае
организатор круиза обязан вернуть участнику плату за
неиспользованную часть круиза и по требованию последнего доставить
его в по рт отправки.

Статья 201. Расходы в случае увеличения продолжения срока
круиза
В случае увеличения срока круиза в силу непредвиденных
обстоятельств организатор круиза несет все дополнительные расходы,
связанные с предоставлением услуг участнику круиза.

Статья 202. Ответственность организатора круиза
Организатор круиза несет ответственность за вред, причиненный
смертью или подрывом здоровья участника круиза, а также потерей
или повреждением его вещей в соответствии с правилами статей 193,
194 этого Кодекса.

 

Hosted by uCoz