Следственный изолятор

 Кодекс торгового мореходства

Следственный изолятор

 

главная

новости

законы

слухи

розыск

анекдоты

рассказы

картинки

 

Россия

Украина

Оглавление

 

РАЗДЕЛ IХ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МОРСКИЕ ПРОШЕСТВИЯ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ АВАРИЯ

Статья 277. Понятие общей аварии
Общей аварией признаются убытки, принесенные вследствие
сделанных преднамеренно и сознательно чрезвычайных затрат или
пожертвований с целью спасения судна, фрахта и груза, который
перевозится на судне, от общей для них опасности.
Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом
соразмерно их стоимости.
Под фрахтом в этой главе понимается также плата за перевозку
пассажиров и их багажа.

Статья 278. Применение права в случае общей аварии
Отношения, связанные с общей аварией регулируются
законодательством государства, в порту которого судно закончило
рейс после происшествия, которое повлекло общую аварию, если
другое не установлено соглашением сторон.
Если все лица, интересы которых затрагивает общая авария,
относятся к Украине, применяется законодательство Украины.
Порядок распределения общей аварии, если она распределяется в
Украине, регулируется правилами этого Кодекса.

Статья 279. Убытки, которые относятся к общей аварии
К общей аварии в случае признаков, указанных в статье 277
этого Кодекса, в частности, относятся:
1) убытки, причиненные исторжением за борт груза или
принадлежностей судна, а также убытки от повреждения судна или
груза во время принятия мер общего спасения, в частности
вследствие проникновения воды в трюмы через открытые для
исторжения груза люки или иные сделанные для этого отверстия;
2) убытки, причиненные судну или грузу во время гашения
пожара на судне, включая убытки от осуществленного с этой целью
затопления судна, которое загорелось;
3) убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель и
снятием такого судна с мели;
4) убытки от повреждения двигателей, иных машин или котлов
судна, что находится на мели, причиненные стремлением снять судно
с мели;
5) чрезвычайные затраты, связанные с перегрузкой груза,
топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры, с наймом
лихтеров и с обратной загрузкой на судно, сделанные в случае
посадки судна на мель;
6) убытки от повреждения или гибели груза, топлива или
предметов снаряжения, причиненные перемещением их на судне,
разгрузкой судна, обратной загрузкой и укладыванием, а также во
время сохранения в тех случаях, когда сами затраты на выполнение
этих операций признаются общей аварией;
7) затраты, сделанные с целью получения помощи как по
договору о спасении, так и без него, в той мере, в которой
спасательные операции осуществлялись с целью предотвращения
опасности для судна, фрахта и груза;
8) убытки от загрязнения окружающей природной среды, которые
произошли вследствие общей аварии;
9) потеря фрахта, причиненная потерей груза, в тех случаях,
когда потеря груза возмещается в порядке распределения общей
аварии, при этом из фрахта исключаются затраты, которые были бы
сделаны перевозчиком груза для его получения, но вследствие
пожертвования сделаны не были.

Статья 280. Затраты, приравненные к общей аварии
К общей аварии также относятся или приравниваются:
1) затраты, причиненные вынужденным заходом судна в место
хранилища или возвращением в порт отправления вследствие
несчастного случая или любого иного чрезвычайного обстоятельства,
которое повлекло необходимость такого захода или возвращения ради
общей безопасности;
2) затраты, связанные с выходом судна с начальным грузом или
его частью из места хранилища или из порта отправления, куда оно
было вынуждено возвратиться;
3) затраты, связанные с перемещением груза, топлива или
предметов снабжения в порту отправления, захода или месте
хранилища, сделанные ради общей безопасности или для получения
возможности починить судовые повреждения, причиненные несчастным
случаем или иными чрезвычайными обстоятельствами, если эти
исправления были необходимые для безопасного продолжения рейса;
4) затраты на сохранение, включая обоснованное страхование,
на обратную загрузку и складирование груза, топлива или предметов
снабжения, выгруженных или перемещенных при обстоятельствах,
указанных в пункте 3 этой статьи; но если судно признано
непригодным к плаванию, если оно не продлило своего начального
рейса, затраты на сохранение принимаются на общую аварию к дате
признания судна непригодным к плаванию или отказе от рейса или к
дате окончания разгрузки груза, если судно будет признано
непригодным к плаванию или отказалось от рейса к этой дате;
5) затраты на заработную плату и содержание судового экипажа,
на топливо и предметы снабжения, сделанные в связи с продолжением
данного рейса в результате мероприятия судна в место хранилища или
возвращения его в порт отправления за обстоятельств, указанных в
пунктах 1 и 3 этой статьи; Однако если судно признан неприемлемым
к плаванию или если оно не продлило начального рейса, такие
затраты принимаются на общую аварию к дате признания судна
неприемлемым к плаванию или отказе от рейсу или к дате завершения
разгрузки груза, если судно было признанное неприемлемым к
плаванию или отказалось от рейса к такой дате;
6) затраты на заработную плату и содержание судового экипажа,
которые произошли во время задержки судна в интересах общей
безопасности в любом месте вследствие несчастного случая или иного
чрезвычайного обстоятельства, для ремонта повреждений, причиненных
таким обстоятельством, если ремонт повреждений необходим для
безопасного продолжения рейса. Затраты на топливо, предметы
снабжения и порту затраты, которые произошли во время задержки,
возмещаются в порядке распределения общей аварии, за исключением
затрат, на ремонт, который не относится к общей аварии;
7) предусмотренные в пунктах 1-6 этой статьи затраты,
причиненные необходимостью перехода судна из места хранилища в
иное место при невозможности осуществить ремонт в первом месте
хранилища, а также затраты на такой переход, включая временный
ремонт и буксирование;
8) стоимость временного ремонта судна, проведенного с целью
общей безопасности в порту отправления, захода или в месте
хранилища, а также стоимость временного ремонта повреждений,
которые относятся к общей аварии; Однако стоимость временного
устранения случайных повреждений, необходимых только для
завершения данного рейса, возмещается лишь в границах тех
возвратных затрат, которые были бы отнесенные к общей аварии, если
бы это устранение не было выполнено;
9) все чрезвычайные затраты, сделанные вместо иных затрат,
которые были бы отнесены к общей аварии; Однако они возмещаются
лишь в границах возвратных затрат независимо от экономии,
полученной каким-либо из участников общей аварии вследствие таких
заменяющих затрат.

Статья 281. Распределение общей аварии
Общая авария распределяется в порядке, определенном статьей
277 этого Кодекса, и в том случае, когда опасность, которая
повлекла чрезвычайные затраты или пожертвование, произошло по вине
лица, что имеет имущественный интерес относительно судна, фрахта
или груза. Однако такое распределение не лишает иных участников
общей аварии права на взыскание с ответственного лица понесенных
убытков, равно как и не лишает это лицо возможных способов защиты.

Статья 282. Груз отмечен или указан неправильно
Убытки от повреждения или гибели грузов, загруженных на судно
без ведома судовладельца или его агентов, а также от повреждения и
гибели грузов, которые преднамеренно были сданы для перевозки под
неправильным наименованием, не распределяются в порядке, указанном
в статье 277 этого Кодекса. Однако если эти грузы были спасенные,
их владельцы обязаны брать участие на общих основаниях во взносах,
связанных с общей аварией.
Владельцы грузов, стоимость которых в момент сдачи для
перевозки была указанная ниже их соответствующей действительности
стоимости, принимают участие во взносах, связанных с общей
аварией, соответственно соответствующей действительности стоимости
грузов, и получают возмещение убытков лишь соответственно их
указанной стоимости.

Статья 283. Убытки от повреждения судна
Убытки, которые подлежат возмещению в порядке распределения
общей аварии, от повреждения судна, его машин и обустройства
определяются:
1) в случае ремонта или замены частей судна - соответствующей
действительности стоимостью ремонта или замены;
2) в иных случаях - уменьшением стоимости, причиненным
повреждениям, которые не превышают оценку стоимости ремонта.
В тех случаях, когда старые материалы или части заменяются
новыми на судне, срок которого превышает пятнадцать лет, из
стоимости ремонта, которая принимается на общую аварию, делаются
скидки "за новое вместо старого" в размере одной трети.
В случае соответствующей действительности или полной
конструктивной гибели судна сумма, которая подлежит возмещению,
связанному из общей аварией, составляется из разности между
оценочной стоимостью судна в невредимом состоянии с отчислением от
ее оценочной стоимости ремонта повреждений, которые не относятся к
общей аварии, и стоимостью судна в поврежденном состоянии, что
может быть определена чистой выручкой от продажи, если судно
продано.

Статья 284. Определение стоимости пожертвованного груза
Убытки от повреждения или потери пожертвованного груза,
которые возмещаются в порядке распределения общей аварии,
определяются соответственно стоимости на момент разгрузки, что
определяется счетом, выставленным получателю груза, а в случае
отсутствия счета - по его разгрузочной стоимости. Стоимость на
момент разгрузки включает стоимость страхования и фрахта, кроме
тех случаев, когда фрахт находится на риске иных интересов, чем
груз.
В случае продажи поврежденного груза убытки, которые
возмещаются, определяются разностью между его стоимостью в
невредимом состоянии, что определяется согласно с частью первой
этой статьи, и чистой выручкой от его продажи.

Статья 285. Возмещение убытков
На сумму затрат, которые возмещаются при общей аварии (кроме
заработной платы и содержания экипажа, а также стоимости топлива и
предметов снабжения, не замененных во время рейса), начисляются
два процента в пользу стороны, которая осуществила эти затраты.

Статья 286. Начисление размера возмещения
На сумму затрат и прочие суммы, которые возмещаются в порядке
распределения общей аварии, начисляется 7 процентов годовых с
момента, когда эти затраты были проведены, к окончанию составления
диспаши. Однако если в порядке возмещения затрат, связанных с
общей аварией, и убытков были сделаны любые выплаты к окончанию
составления диспаши, проценты на уплаченные суммы начисляются по
день их уплаты.

Статья 287. Определение общей стоимости имущества
Контрибуционные взносы, связанные с общей аварией,
отсчитываются из соответствующей действительности чистой стоимости
имущества на момент окончания рейса, за исключением взносов за
груз, которые отсчитываются из стоимости груза на момент
разгрузки, что определяется счетом, выставленным получателю груза,
а в случае отсутствия счета - от отгрузочной стоимости. Стоимость
груза включает стоимость страхования и фрахт, кроме случаев, когда
фрахт находится на риске иных интересов, чем груз, с вычитанием из
ее стоимости потерь или повреждений, причиненного грузу к моменту
разгрузки включительно.
Стоимость судна определяется без учета положительного или
отрицательного эффекта бэрбоут- или тайм-чартера.
К этим стоимостям прибавляется сумма, которая возмещается при
общей аварии за пожертвование имущества, если только эта сумма уже
не включена. При этом из суммы фрахта или проездной платы, которые
находятся на риске судовладельца, исключается заработная плата и
затраты на содержание экипажа, которое не пришлось бы платить,
если бы судно и груз целиком погибли из-за обстоятельств, которые
повлекли общую аварию, и которые не были отнесены к общей аварии.
Кроме того, из стоимости имущества исключаются все
дополнительные затраты, сделанные относительно этого имущества
после общей аварии, за исключением тех затрат, которые относятся к
общей аварии.
Груз и собственное имущество пассажиров, на которое
коносамент не был выдан, не принимают участие во взносах,
связанных с общей аварией.

Статья 288. Диспашеры
Наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее
распределению (диспаша) составляется по заявлению заинтересованных
лиц диспашерами.

Статья 289. Бремя доведения
Сторона, которая требует распределения общей аварии, обязана
доказать, что заявленные убытки или затраты действительно должны
быть признанные общей аварией.
Все материалы, на основании которых составляется диспаша,
должны быть обозримыми, и диспашер по требованию заинтересованных
лиц обязан за их счет выдать им заверенные копии этих материалов.

Статья 290. Сбор за составление диспаши
За составление диспаши взыскивается сбор, который включается
в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами
соразмерно частям их участия в общей аварии. Размер и порядок
взыскания сбора устанавливаются Министерством транспорта Украины
по согласованию с Министерством экономики Украины.

Статья 291. Оспаривание диспаши
Заинтересованные лица могут оспорить диспашу в судебном
порядке на протяжении шести месяцев со дня получения диспаши с
обязательным извещением об этом диспашера путем послания ему копии
искового заявления.

Статья 292. Выполнение диспаши
Если диспаша не обжалована в сроки, предусмотренные статьей
291 этого Кодекса, или обжалована, но оставленная судом в силе,
взыскание по ней может быть сделано путем осуществления
нотариальной исполнительской надписи. Для этого нотариальной
конторе должны быть предъявлены диспаша и справка диспашера о том,
что диспаша не упразднена и не изменена судом.

Статья 293. Применение обычаев
В процессе определения вида аварии, начисление размеров общей
аварии и составления диспаши диспашер в случае неполноты закона
руководствуется международными обычаями торгового мореходства.

ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНАЯ (НЕ ОБЩАЯ) АВАРИЯ

Статья 294. Понятие отдельной (не общей) аварии
Убытки, которые не подпадают под действие статей 277, 279,
280 этого Кодекса, признаются отдельной (не общей) аварией. Такие
убытки не подлежат распределения между судном, грузом и фрахтом.
Их несет тот, кто их испытал, или тот, на кого падает
ответственность за их причинение.

Статья 295. Убытки, которые не признаются общей аварией
Не признаются общей аварией даже в случае наличия признаков,
указанных в статье 277 этого Кодекса:
1) стоимость выброшенного за борт груза, который
самовозгорелся, и груза, который перевозился на судне не в
соответствия с правилами и обычаями торгового мореходства;
2) убытки, причиненные (любым чином) во время гашения пожара
на борту судна, вследствие действия дыма или нагревания;
3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна,
снесенных или утерянных в результате несчастного случая к
проведению пожертвований с целью спасение от общей опасности;
4) затраты, связанные с перемещением или разгрузкой груза,
топлива или предметов снабжения в порт отправления или захода или
в месте хранилища, когда повреждение судна выявлено в порту
отправления или захода при условии, что на протяжении рейса не
случилось никакого несчастного случая или иного чрезвычайного
происшествия, связанного с таким повреждением, а также когда такие
затраты было проведено исключительно с целью перезаключения груза
через смещение в процессе рейса, если только такое перезаключение
не является необходимым ради общей безопасности;
5) затраты на заработную плату и содержание судового экипажа,
на топливо и предметы снабжения, сделанные за период ремонта
повреждения судна, даже если ремонт является необходимым для
безопасного продолжения рейса в случаях, когда повреждение судна
выявлено в порту отправления или захождения, при условии, что на
протяжении рейса не случилось никакого несчастного случая,
связанного с таким повреждением;
6) любые убытки или потеря, понесенные судном или грузом
вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя,
изменения цен и тому подобное).

ГЛАВА 3. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ

Статья 296. Применение права в случае столкновения судов
Отношения, связанные с возмещением убытков от столкновения
судов во внутренних водах или территориальном море, регулируются
законодательством государства, где случилось столкновение.
Если столкновение случилось в открытом море и спор в связи с
столкновением рассматривается в Украине, применяются правила
статей 297-304 этого Кодекса.
Если все судна, которые столкнулись, плавают под одним флагом
и не задевают интересов третьей стороны, применяется
законодательство государства флага этих судов независимо от того,
где случилось столкновение.

Статья 297. Сфера применения возмещения убытков от
столкновения судов
Правила этой главы применяются в случае столкновения в
морских или иных водах морских судов, а также морских судов и
судов внутреннего плавания.
Для целей этой главы к столкновению судов приравниваются
случаи, когда убытки причинены одним судном другому или лицам,
грузу или иному имуществу, которые находятся на судне, выполнением
или невыполнением маневра или несоблюдением правил судоходства,
даже если при этом не случилось физического столкновения судов.
Никакое положение этой главы не влияет на ответственность
любого лица, что вытекает из любого договора, а также на право
лица ограничить ответственность согласно с правилами этого
Кодекса.

Статья 298. Последствия столкновения в случае отсутствия вины
Если столкновение произошло случайно или вследствие
непреодолимой силы, а также если невозможно установить причины
столкновения, то убытки несет тот, кто их испытал.
Это положения применяется и в том случае, если суда или одно
из них находились в момент столкновения на якоре или были
закрепленные иным способом.

Статья 299. Столкновение по вине одного судна
Если столкновение причинено неправильными действиями или
упущениями одного из судов, убытки возмещаются той стороной, по
вине которой произошло столкновение.

Статья 300. Столкновение по вине всех судов, которые
столкнулись
Если столкновение вызвано виной всех судов, которые
столкнулись, то ответственность каждой с сторон определяется
соответственно степени вины. В случае невозможности установить
степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между
ними поровну.

Статья 301. Вина судна при столкновении
Ни одно из судов, которые столкнулись, не считается виновным,
пока не будет доказана его вина.

Статья 302. Солидарная ответственность
В случаях, указанных в статье 300 этого Кодекса,
судовладельцы отвечают солидарно перед третьими лицами за убытки,
которые произошли вследствие смерти или повреждения здоровья
людей, причем судовладелец, который уплатил сумму большую, чем ему
полагается, имеет право обратного требования к иным
судовладельцам.
Все иные причиненные в этих случаях третьим лицам убытки
возмещаются соответственно статье 300 этого Кодекса, но без
солидарной ответственности.

Статья 303. Столкновение по вине лоцмана
Ответственность, установленная статьями 299, 300, 302 этого
Кодекса, наступает и в том случае, когда столкновение произошло по
вине лоцмана или службы регулирования движения судов.

ГЛАВА 4. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Статья 304. Ответственность владельца судна за загрязнение
Владелец судна отвечает за вред от загрязнения, причиненный
вследствие истока из его судна или сброса с него нефти или иных
веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря (далее
- загрязняющие вещества), за исключением случаев, предусмотренных
статьей 306 этого Кодекса.
Вред от загрязнения - это вред, причиненный за пределами
судна загрязняющими веществами морской среде, прибережью или любым
иным объектам (судам, рыбопромышленным орудием и тому подобное).
Она включает также стоимость умных мероприятий, употребленных
каким-либо лицом после происшествия, которое могло повлечь или
повлекла исток или сброс загрязняющих веществ, для предотвращения
или уменьшения вреда от загрязнения, а также убытки, причиненные
вследствие употребления таких мер.

Статья 305. Освобождение от ответственности
Владелец судна не отвечает за вред от загрязнения, если
докажет, что этот вред случился вследствие:
1) действия непреодолимых сил;
2) военных действий, вражеских действий или народных
волнений;
3) поведения третьих лиц, которые действовали с намерением
причинить вред;
4) неисправности огней и иных навигационных средств, которые
произошли вследствие небрежности или иных неправомерных действий
властей, которые отвечают за поддержку этих средств в порядке;
5) аварийного скидывания хозяйственно-фекальных вод или сора
вследствие неприятия их портом в установленный срок после
своевременного предоставления судном соответствующего заявления.

Статья 306. Загрязнение вследствие намерения или небрежности
потерпевшего
Если владелец судна докажет, что вред от загрязнения моря
произошло полностью или частично вследствие намерения или
небрежности потерпевшего, то в зависимости от степени вины
потерпевшего размер возмещения должен быть уменьшен или в
возмещении ему вреда должно быть отказано.

Статья 307. Загрязнение несколькими судами
Когда вред от загрязнения причинен истоком или сбросом
загрязняющих веществ с нескольких судов, владельцы этих судов
вместе отвечают за весь убыток, если невозможно определить
ответственность каждого судовладельца в отдельности.

Статья 308. Ограничение ответственности
Ответственность владельца судна вместительностью не больше
5000 единиц за вред от загрязнения вследствие истока или сброса
загрязняющих веществ с его судна ограничивается относительно
одного происшествия или нескольких событий, вызванных одной и той
же причиной, общей суммой три миллиона расчетных единиц, а для
судна, вместительность которого превышает указанную выше,
прибавляется 420 расчетных единиц за каждую следующую единицу
вместительности.
Под вместительностью судна в этой статье имеется в виду
чистая вместительность с добавлением к ее объему машинного
отделения. Если вместительность судна невозможно определить
обычными правилами обмера, то вместительность судна считается
тождественной сорока процентам выраженного в тоннах веса нефти и
иных веществ, что судно может перевозить.

Статья 309. Обеспечение ответственности владельца судна
Владелец судна, который перевозит наливом как груз свыше 2000
тонн нефти, должен застраховать или иным способом обеспечить
(путем получения банковской или иной гарантии) свою
ответственность за вред, причиненный от загрязнения.
Иск о возмещении убытков от загрязнения нефтью может быть
предъявлен непосредственно страхователю или иному лицу, которое
предоставило обеспечение ответственности владельца судна. Лицо,
которому представлен такой иск, вправе соответственно статье 308
этого Кодекса ограничить свою ответственность, если
ответственность владельца согласно с статьей 350 этого Кодекса не
может быть ограничена. Ответчик при таком иске вправе выдвигать
против требований потерпевшего возражения, на которые мог бы
сослаться сам владелец судна, кроме ссылок на неплатежеспособность
владельца судна или ликвидацию его предприятия. Ответчик
освобождается от ответственности также, если докажет, что вред от
загрязнения нефтью является результатом умышленной вины самого
владельца судна. По требованию ответчика владелец судна должен
быть привлечен к участию в деле как соответчик.

Статья 310. Свидетельство об обеспечении ответственности
Судно, которое перевозит наливом как груз больше 2000 тонн
нефти, должно иметь соответствующее соответствующее
действительности свидетельство, которое удостоверяет, что
ответственность владельца судна за причиненный вред от загрязнения
нефтью обеспеченная соответственно статье 309 этого Кодекса.
Условия и порядок выдачи, проверки и признание этого свидетельства
устанавливаются Министерством транспорта Украины соответственно
статье 3 этого Кодекса.

Статья 311. Исключение ограничения ответственности
К ответственности за причиненный вред от загрязнения,
предусмотренного в этой главе, соответственно применяются статьи
350, 354, 355, 356, 357 этого Кодекса.

Статья 312. Понятие нефти
Под нефтью в статьях 309 и 310 этого Кодекса имеется в виду
любая нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное
топливо и смазочные масла, а также китовый и рыбий жир.

ГЛАВА 5. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЯДЕРНОГО ВРЕДА

Статья 313. Понятие ядерного вреда
Оператор ядерного судна отвечает за ядерный вред, причиненный
вследствие ядерного инцидента с ядерным судном, кроме случаев,
указанных в части первой статье 316 этого Кодекса.
Ядерный вред означает вред, причиненный лицу или имуществу
радиоактивными свойствами или соединением радиоактивных свойств с
токсичными, взрывными и иными опасными свойствами ядерного
топлива, радиоактивных продуктов ядерного судна или их отходов, а
также затраты, проведенные с целью предотвращения вреда или
уменьшения его размера.
Если рядом с ядерным причинен другой вред, что не может быть
отделенная от ядерной, то весь причиненный вред признается
ядерной.
Ядерным вредом не является вред, причиненный самому ядерному
судну, его оборудованию, топливу и запасам продовольствия.
Ядерным инцидентом признается событие или ряд событий,
которое обусловлены одной и той же причиной и причинили вред, что
подпадает под признаки, указанные в частях второй и третий этой
статье.

Статья 314. Применение права в случае ядерного вреда
Правила эти главы применяются в случае причинения ядерного
вреда судном, оборудованным ядерной установкой (дальше - ядерное
судно), на территории Украины, включая территориальное море, а
также в случае причинения ядерным судном, которое плавает под
Государственным флагом Украины, ядерного вреда в исключительной
морской экономической зоне.

Статья 315. Ответственность оператора ядерного судна
Кроме случаев, предусмотренных в статье 320 этого Кодекса,
ответственность за причинение ядерного вреда несет исключительно
оператор ядерного судна.
Оператором ядерного судна есть юридическое или физическое
лицо, уполномоченное государством, под флагом которого плавает
судно, эксплуатировать ядерное судно, или государство, которое
непосредственно эксплуатирует такое судно.

Статья 316. Освобождение от ответственности
Оператор ядерного судна обязан возместить ядерный вред, если
не докажет, что вред произошел вследствие военных действий,
вражеских действий или народных волнений, непреодолимых сил
природы.
Если оператор докажет, что ядерный вред в целом или частично
произошел вследствие намерения потерпевшего, оператор
освобождается полностью или частично от ответственности перед
таким потерпевшим.

Статья 317. Регрессивное требование
Оператор ядерного судна, который возместил ядерный вред,
упражнению заявить о регрессивном требовании:
1) лицу, которое преднамеренно причинило ядерный вред;
2) лицу, которое совершило сделку с подъемом затонувшего
ядерного судна без согласия на это оператора или государства, под
флагом которой плавало судно, если вред является следствием
виновных действий такого лица.
Регрессивный иск может быть предъявлен также лицу, которое
взяло на себя обязанность возместить ядерный вред при его согласии
с оператором ядерного судна. В случаях, предусмотренных этой
статьей, регрессивное требование может быть предъявлено также
лицом, которое возместило ядерный вред потерпевшим соответственно
статье 323 этого Кодекса.

Статья 318. Ограничение ответственности
Ответственность оператора ядерного судна за ядерный вред,
причиненный вследствие одного ядерного инцидента с данным судном,
ограничивается суммой 99,75 миллиона расчетных единиц, включая
судебные издержки.
Если вследствие ядерного инцидента предъявляются требования о
возмещении вреда, причиненного как лицу, так и имуществу, из
суммы, установленной в части первой этой статьи, одна часть суммы
в размере 69,825 миллиона расчетных единиц предназначается
исключительно для оплаты требований относительно возмещения вреда,
причиненного лицу, а иная часть суммы в размере 29,925 миллиона
расчетных единиц предназначается для оплаты требований
относительно возмещения вреда, причиненного имуществу. Если первой
части суммы окажется недостаточно для оплаты требований
относительно возмещения вреда, причиненного лицу, неуплаченный
остаток таких требований подлежит пропорциональной уплате из
второй части суммы наравне с требованиями о возмещении вреда,
причиненного имуществу.
Сумы, предназначенные для оплаты требований, распределяются
между истцами соразмерно доказанным размерам их требований.

Статья 319. Солидарная ответственность
Несколько операторов ядерных судов, которые совместно
причинили ядерный вред, отвечают солидарно. Однако ответственность
оператора ядерного судна, против которого содеян иск о возмещении
ядерного вреда в полном объеме, не может превышать границы,
установленной в части первой статьи 318 этого Кодекса.
Оператор ядерного судна, который возместил вред
соответственно части первой этой статьи, имеет право получить от
иных операторов ядерных судов возмещения соразмерно размера
причиненной каждым из них вреда, а если это невозможно установить,
то равными частями.

Статья 320. Ответственность владельца ядерного судна
При причинении ядерного вреда ядерным судном, на эксплуатацию
которого на момент ядерного инцидента не было выдано разрешения
государством, под флагом которого плавало судно, ответственность
возлагается на владельца ядерного судна. В этом случае ограничения
ответственности оператора ядерного судна на основании статьи 318
этого Кодекса не применяется.

Статья 321. Социальные гарантии
Если вследствие ядерного инциденту причинен вред лицу
работника оператора в связи с выполнением ним своих трудовых
(служебных) обязанностей, ответственность согласно с положением
этой статьи несет оператор ядерного судна. Он обязан также платить
за потерпевшего страховые взносы. Выплата возмещения лицу, что
получает помощь или пенсию за специальным страхованием, проводится
в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.

Статья 322. Свидетельство об обеспечении ответственности
оператора
Ядерное судно должно иметь соответствующее, соответствующее
действительности свидетельство, которое подтверждает, что
ответственность оператора ядерного судна в случае ядерного вреда
обеспечена согласно с статьей 318 этого Кодекса. Условия и порядок
выдачи, проверки и признание этого свидетельства устанавливаются
Министерством транспорта Украины на основании статьи 3 этого
Кодекса.

Статья 323. Иск о возмещении ядерного вреда
Иск о возмещении ядерного вреда может быть предъявлен
непосредственно к страховщику или иному лицу, которое предоставило
финансовое обеспечение оператору ядерного судна.
При предъявлении иска о возмещении ядерного вреда к оператору
ядерного судна страхователь или иное лицо, которое предоставило
финансовое обеспечение оператору, имеет право принять участие в
судебном процессе.

Статья 324. Фонд обеспечения ограниченной ответственности
В тех случаях, когда размер причиненного ядерного вреда
превышает границу ответственности оператора ядерного судна,
установленную частью первой статьи 318 этого Кодекса, по
требованию оператора ядерного судна, истца или органа, который
выдал разрешение на эксплуатацию ядерного судна, при рассмотрении
дела в судебном порядке создается фонд для обеспечения
ограниченной ответственности в размере этой границы путем внесения
оператором в суд денежных сумм (депозит) или предоставление иного
обеспечения, что признается судом приемлемым и достаточным.

Статья 325. Границы ответственности судовладельца
К ответственности оператора ядерного судна за ядерный вред,
которая предусмотрена в этой главе, применяются часть вторая
статьи 352, а также статьи 354 и 357 этого Кодекса.

ГЛАВА 6. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА СПАСЕНИЕ НА МОРЕ

Статья 326. Сфера применения правил относительно
вознаграждения за спасение на море
Правила этой главы применяются в случае спасение морских
судов, которые находятся в опасности, а также в случае спасения
морскими судами судов внутреннего плавания или любых иных
плавающих объектов или таких, что буксируются, независимо от того,
в что водах имело место спасение, в том случае, когда рассмотрение
спора по вопросам спасения происходит в Украине.
Правила этой главы не применяются относительно закрепленных
или плавающих платформ, прибрежных буровых установок, когда эти
платформы или установки находятся на месте работы, связанной с
исследованием, эксплуатацией или разработкой минеральных ресурсов
морского дна.

Статья 327. Применение права в случае спасение
Если судно, которое спасало, и спасенное судно плавают под
флагом одного государства, применяется законодательство этого
государства.
При распределении вознаграждения за спасение между владельцем
и экипажем судна, которое спасало, а также между членами экипажа
применяется законодательство государства, под флагом которой
плавало судно.

Статья 328. Право на вознаграждение
Любое с полезным результатом действие относительно спасения
судна, которое попало в опасность, грузов и иных предметов,
которые находятся на нем, а также относительно сохранения фрахта и
платы за перевозку пассажиров и багажа или иного имущества, равно
как и окружающей природной среды дает право на получение
определенного вознаграждения.

Статья 329. Запрет спасения
Услуги, предоставленные несмотря на ясный и разумный запрет
владельца или капитана относительно спасение судна или любого
иного имущества, что не находится и не находилось на борту судна и
не попало в опасность, не дают права на вознаграждение.

Статья 330. Спасение людей
От спасенных людей не требуется никакого вознаграждения.
Спасатель людей, который принял участие в предоставлении услуг в
связи с аварией, которая предопределила необходимость спасения,
имеет право на справедливую часть в надлежащей спасателю сумме за
спасение судна или иного имущества или предотвращения или
уменьшения вреда окружающей природной среде.

Статья 331. Спасение судна того же судовладельца
Вознаграждение выплачивается и в том случае, когда судно,
которое предоставило услуги по спасению, относится владельцу
спасенного судна.

Статья 332. Размер вознаграждения
Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а при
отсутствии соглашения - судом, арбитражным судом или Морской
арбитражной комиссией. Любое соглашение о спасении, которое было
заключено в момент и под влиянием опасности, может быть по
требованию одной из сторон признано недействительной или изменена
в судебном порядке, если будет признано, что условия сделки
являются несправедливыми.
Размер вознаграждения может быть уменьшен или в
вознаграждении может быть отказано, если спасатель по собственной
вине повлек необходимость спасения или совершил кражу, присвоил
имущество или совершил иные противоправные действия.

Статья 333. Критерии установления вознаграждения
Вознаграждение устанавливается с целью поощрения спасательных
операций с учетом таких критериев (независимо от порядка, в
котором они изложены):
1) спасенная стоимость судна и иного имущества;
2) мастерство и усилия спасателя в предотвращении или
уменьшении вреда окружающей природной среде;
3) степень успеха, достигнутого спасателем;
4) характер и степень опасности;
5) мастерство и усилия спасателя в спасении судна, иного
имущества, людей;
6) затраченное спасателем время, понесенные ним затраты и
убытки;
7) риск ответственности и иной риск, которому подвергался
спасатель или его оснащение;
8) скорость предоставления услуг;
9) наличие и использования судов или иного оснащения,
предназначенного для спасательных операций;
10) состояние готовности и эффективность оснащения спасателя
и его стоимость.
Установленное вознаграждение выплачивается всеми лицами,
заинтересованными в судне и другом имуществе, соразмерно их
соответствующей спасенной стоимости. В случае выплаты
вознаграждения одним из этих лиц оно имеет право регресса к иным
заинтересованным лицам в размере их соответствующих частей.

Статья 334. Максимальный размер вознаграждения
Вознаграждение, за исключением любых процентов и возмещенных
судебных или арбитражных затрат, которые могут подлежать уплате в
связи с этим, не может превышать спасенной стоимости судна и иного
имущества.

Статья 335. Распределение вознаграждения между спасателями
Распределение вознаграждения между спасателями проводится их
соглашением, а при отсутствии соглашения - в судебном порядке на
основании критериев, указанных в статьи 333 этого Кодекса.

Статья 336. Распределение вознаграждения между
судовладельцем, членами экипажа и иными лицами
Распределение вознаграждения между судовладельцем, членами
экипажа и иными лицами, которые принимали участие в спасательной
операции, проводится с учетом личного вклада каждого для
достижения положительных результатов спасения по взаимному
соглашению заинтересованных сторон, а при отсутствии соглашения -
согласно с решением суда, арбитражного суда или морской
арбитражной комиссии Украины.
Правила части первой этой статьи не применяются к
распределению вознаграждения за осуществление спасательной
операции судами, для которых такие операции являются
профессиональной деятельностью.

Статья 337. Валюта вознаграждения
Выплата вознаграждения за спасение проводится в той валюте, в
которой она получена.

Статья 338. Специальная компенсация
Если спасатель осуществил спасательные операции относительно
судна, что само по себе или его груз представлял угрозу причинения
вреда окружающей природной среде, и не возымел при этом права на
вознаграждение, то он имеет право на получение от владельца этого
судна специальной компенсации, эквивалентной его затратам, которая
может быть увеличенная максимально на 30 процентов понесенных
спасателем затрат.
Тем не менее если суд, арбитражный суд или морская
арбитражная комиссия, учтя соответствующие критерии, указанные в
статье 333 этого Кодекса, будет считать справедливым и разумным
увеличить в дальнейшем такую специальную компенсацию, то это
увеличение не может превышать 100 процентов понесенных спасателем
затрат.

Статья 339. Грузы, которые относятся государству
Без согласия государства-владельца ни одно из положений этой
главы не может быть использовано как основание для изъятия, ареста
или задержание некоммерческих грузов, которые являются
собственностью государства и имеют во время проведения
спасательных операций суверенный иммунитет согласно общепризнанным
принципам международного права.

Статья 340. Обязанность предоставить обеспечение
По просьбе спасателя лицо, ответственное за выплату
спасательного вознаграждения, обязано предоставить обеспечение
требования, включая проценты и судебные или арбитражные затраты
спасателя.
Владелец спасенного судна должен использовать все возможности
для гарантии того, чтобы владелец груза к тому времени, как он
будет выдан, предоставили достаточное обеспечение требования к
ним, включая проценты и судебные или арбитражные затраты
спасателя.
Без согласия спасателя спасенное судно и прочее имущество не
может быть перемещено из порта или места, куда это имущество
сперва доставлено по истечении спасательных операций, к тому
времени, пока не будет предоставлено надлежащего обеспечения
требования спасателя к соответствующему судну или имущества.

ГЛАВА 7. МОРСКИЕ ПРОТЕСТЫ

Статья 341. Заявление о морском протесте
Если в период плавания или стоянки судна имела место событие,
которое может служить поводом для предъявления судовладельцу
имущественных требований, капитан с целью обеспечения
доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельцев
делает в установленном порядке заявление о морском протесте.
Заявление о морском протесте должно содержать описание
обстоятельств происшествия и мер, примененных капитаном для
обеспечения целости доверенного ему имущества.

Статья 342. Органы, которым делается заявление
Морской протест заявляется: 
в порту Украины - нотариусу или иному должностному лицу, на
которое законодательством Украины возложено осуществление
нотариальных действий;
в иностранном порту - консулу Украины или компетентным
должностным лицам иностранного государства в порядке,
установленном законодательством этого государства.

Статья 343. Срок для заявления
В порту Украины заявление о морском протесте делается на
протяжении двадцати четырех часов с момента оформления прихода
судна в порт. Если событие, которое предопределяет необходимость
заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен
быть заявлен на протяжении двадцати четырех часов с момента
происшествия.

Статья 344. Заявление протеста с опозданием
Если окажется невозможным заявить протест в установленный
срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском
протесте.
При наличии оснований предполагать, что событие, которое
произошло, причинила вред грузу, что находится на судне, заявление
о морском протесте должно быть сделано до открытия люков.
Разгрузка груза до заявления морского протеста может быть начата
лишь в случае крайней потребности.

Статья 345. Доказательства
Для подтверждения обстоятельств, изложенных в заявлении о
морском протесте, капитан судна синхронно с заявлением, или в срок
не больше семи дней с момента прибытия в порт или с момента
происшествия, если оно имело место в порту, обязан предоставить
нотариусу или иному должностному лицу (статья 342 этого Кодекса)
на осмотр судовой журнал и заверенную капитаном выписку из
судового журнала.

Статья 346. Акт о морском протесте
Нотариус или иное должностное лицо (статья 342 этого Кодекса)
на основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса
капитана, а в случае потребности - иных свидетелей из состава
судового экипажа составляет акт о морском протесте и удостоверяет
его своей подписью и гербовой печатью.

Статья 347. Составление акта о морском протесте иностранными
консулами
Принятие заявления о морском протесте от капитанов
иностранных судов и составление в этих случаях актов о морском
протесте может осуществляться соответствующими консульскими
представителями иностранных государств в Украине на условиях
взаимности.

 

Hosted by uCoz