Следственный изолятор

 Водный кодекс

Следственный изолятор

 

главная

новости

законы

слухи

розыск

анекдоты

рассказы

картинки

 

Россия

Украина

Оглавление


ВОДНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ


( Ведомости Верховной Рады (ВВР) 1995, N 24, ст. 189 )

( Вводится в действие Постановлением ВР N 214/95-ВР от
06.06.95, ВВР 1995, N 24, ст. 190 )



Все воды (водные объекты) на территории Украины являются
национальным достоянием народа Украины, одной из природных основ
его экономического развития и социального благосостояния.
Водные ресурсы обеспечивают существование людей, животного и
растительного мира и является ограниченными и уязвимыми природными
объектами.
В условиях наращивания антропогенных нагрузок на природную
среду, развития общественного производства и роста материальных
потребностей возникает необходимость разработки и соблюдения
особых правил пользования водными ресурсами, рационального их
использования и экологически направленной защиты.
Водный кодекс, в комплексе с мероприятиями организационного,
правового, экономического и воспитательного влияния, будет
содействовать формированию водно-экологического правопорядка и
обеспечению экологической безопасности населения Украины, а также
более эффективному, научно обоснованному использованию вод и их
охране от загрязнения, засорения и исчерпания.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение основных терминов

В этом Кодексе употребляются такие термины:

бассейн водосборный - часть земной поверхности и толщи почв,
с которых происходит отток воды в водоток или водоем;
бьеф - участок речки, которая расположена выше или ниже
водоподпорного сооружения (дамбы);
болото - чрезмерно увлажненный земельный участок с застоянным
водным режимом и специфическим растительным покровом;
вода дренажная - вода, которая профильтровалась с
определенной территории и отводится при помощи дренажной системы с
целью понижения уровня грунтовых вод;
вода возвратная - вода, которая возвращается при помощи
технических сооружений и средств с хозяйственного звена
круговорота воды в его природное звено в виде сточной, шахтной,
карьерной или дренажной воды;
вода сливная (подсланевая) - вода с примесями
(преимущественно нефтепродуктов), собранная в колодцах - сливах
машинных отделений судна;
вода сточная - вода, которая образовалась в процессе
хозяйственно-бытовой и производственной деятельности (кроме
шахтной, карьерной и дренажной воды), а также отведенная с
застроенной территории, на которой она образовалась вследствие
выпадения атмосферных осадков;
воды - все воды (поверхностные, подземные, морские), которые
входят в состав природного звена круговорота воды;
воды подземные - воды, которые находятся ниже уровня земной
поверхности в толщах горных пород верхней части земной коры во
всех физических состояниях;
воды поверхностные - воды различных водных объектов, которые
находятся на земной поверхности;
водный объект - сформированный природой или созданный
искусственно объект ландшафта или геологическая структура, где
сосредоточиваются воды (речка, озеро, море, водохранилище, канал,
водоносный горизонт);
водные ресурсы - объемы поверхностных, подземных и морских
вод соответствующей территории;
водность - характеристика величины речного оттока за
определенный промежуток времени относительно его средней
многолетней величины;
водохозяйственный баланс - соотношение между имеющимися в
наличии для использования водными ресурсами на данной территории и
потребностями в них для развития экономики на различных уровнях;
водозабор - сооружение или устройство для забора воды с
водного объекта;
водоем - бессточный или с замедленным оттоком поверхностный
водный объект;
водопользование - использование вод (водных объектов) для
удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики;
водоносный горизонт - однородная пластовая толща горных
пород, где постоянно находятся воды;
водохранилище - искусственный водоем вместимостью больше 1
млн. кубических метров, построенная для создания запаса воды и
регулирования ее оттока;
предельно допустимая концентрация (гдк) вещества в воде -
установленный уровень концентрации вещества в воде, выше которого
вода считается непригодной для конкретных целей водопользования;
предельно допустимый сброс (гдс) вещества - масса вещества в
обратной воде, являющийся максимально допустимой для отведения за
установленным режимом данного пункта водного объекта за единицу
времени;
загрязнение вод - неблагоприятные изменения состава и свойств
воды водного объекта в результате поступления в него загрязняющих
веществ;
загрязняющее вещество - вещество, которое вызывает ухудшение
качества воды;
пойменные земли - прибрежная территория, которая может быть
затоплена или подтоплена во время наводнения (паводка);
засорение вод - привнесение в водные объекты посторонних
предметов и материалов, которые вредно влияют на состояние вод;
зона санитарной охраны - территория и акватория, где
внедряется особый санитарно-эпидемиологический режим с целью
предотвращения ухудшения качества воды источников
централизованного хозяйственнопитьевого водоснабжения, а также с
целью обеспечения охраны водопроводных сооружений;
лимит забора воды - предельный объем забора воды с водных
объектов, который устанавливается в разрешении на специальное
водопользование;
лимит сброса загрязняющих веществ - предельный объем сброса
загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, который
устанавливается в разрешении на специальное водопользование;
межень (меженный период) - период годового цикла, в течение
которого наблюдается низкая водность;
мониторинг вод - система наблюдений, сбора, обработки,
сохранения и анализа информации о состоянии водных объектов,
прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных
рекомендаций для принятия соответствующих решений;
озеро - природная впадина суши, заполненная пресными или
солеными водами;
прибрежная защитная полоса - часть водоохранной зоны
соответствующей ширины вдоль речки, моря, вокруг водоемов, на
которой установлен более строгий режим хозяйственной деятельности,
чем на остатке территории водоохранной зоны;
рыбохозяйственный водный объект - водный объект (его часть),
который используется для рыбохозяйственных целей;
пруд - искусственно созданный водоем вместимостью не больше 1
млн. кубических метров;
схема использования и охраны воды и воссоздания водных
ресурсов - предпроектный документ, который определяет основные
водохозяйственные и другие меры, которые подлежат осуществлению
для удовлетворения перспективных потребностей в воде населения и
отраслей экономики, а также для охраны вод или предотвращения их
вредных действий;
урез воды - граница воды на берегу водного объекта (береговая
линия);
качество воды - характеристика состава и свойств воды,
которая определяет ее пригодность для конкретных целей
использования.

Статья 2. Водное законодательство Украины

Задачей водного законодательства является
регулирование правовых отношений с целью обеспечения
сохранения, научно обоснованного, рационального использования вод
для потребностей населения и отраслей экономики, воссоздания
водных ресурсов, охраны вод от загрязнения, засорения и
исчерпания,
предотвращение вредных действий вод и ликвидации их
последствий,
улучшение состояния водных объектов, а также охраны прав
предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование.
Водные отношения в Украине регулируются этим Кодексом,
Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" [1264-12]
и другими актами законодательства.
Земельные, горные, лесные отношения, а также отношения
относительно использования и охраны растительного и животного
мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда,
атмосферного воздуха, исключительной (морской) экономической зоны
и континентального шельфа Украины, что возникают во время
пользования водными объектами, регулируются соответствующим
законодательством Украины.

Статья 3. Водный фонд Украины

Все воды (водные объекты) на территории Украины составляют ее
водный фонд.
Водному фонду Украины принадлежат:
1) поверхностные воды:
природные водоемы (озера);
водотоки (речки, ручьи);
искусственные водоемы (водохранилища, ставки) и каналы;
другие водные объекты;
2) подземные воды и источники;
3) внутренние морские воды и территориальное море.

Статья 4. Земли водного фонда

К землям водного фонда принадлежат земли, занятые:
морями, речками, озерами, водохранилищами, другими водоемами,
болотами, а также островами;
прибрежными защитными полосами вдоль морей, речек и вокруг
водоемов;
гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и
каналами, а также земли, выделенные под полосы отведения для них;
береговыми полосами водных путей.

Статья 5. Водные объекты общегосударственного и местного
значения

К водным объектам общегосударственного значения принадлежат:
1) внутренние морские воды и территориальное море;
2) подземные воды, которые являются источником
централизованного водоснабжения;
3) поверхностные воды (озера, водохранилища, речки, каналы),
которые находятся и используются на территории более как одной
области, а также их притока всех порядков;
4) водные объекты в пределах территорий природно-заповедного
фонда общегосударственного значения, а также отнесенные к
категории лечебных.
К водным объектам местного значения принадлежат:
1) поверхностные воды, которые находятся и используются в
пределах одной области и которые не отнесенные к водным объектам
общегосударственного значения;
2) подземные воды, которые не могут быть источником
централизованного водоснабжения.

Статья 6. Собственность на воды (водные объекты)

Воды (водные объекты) являются исключительной собственностью
народа Украины и предоставляются только в пользование.
Народ Украины осуществляет право собственности на воды
(водные объекты) через Верховную Раду Украины, Верховную Раду
Автономной Республики Крым и местные Советы народных депутатов.
Отдельные полномочия относительно распоряжения водами
(водными объектами) могут предоставляться соответствующим органам
государственной исполнительной власти.

Статья 7. Компетенция Верховной Рады Украины в области
регулирования водных отношений

К веданию Верховной Рады Украины в области регулирование
водных отношений принадлежит:
1) законодательное регулирование водных отношений и
определение основных направлений государственной политики в этой
области;
2) распоряжение водным фондом Украины;
3) утверждение государственных, межгосударственных программ
использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
4) установление правового режима использования и охраны вод и
воссоздания водных ресурсов в зонах чрезвычайных экологических
ситуаций;
5) регулирование распределения платежей за специальное
водопользование;
6) определение полномочий местных Советов народных депутатов
и органов государственной исполнительной власти относительно
использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
7) разрешение других вопросов в области законодательного
регулирования водных отношений.

Статья 8. Компетенция Верховной Рады Автономной Республики
Крым, областных, Киевской и Севастопольской
городских Советов народных депутатов в области
регулирования водных отношений

К веданию Верховной Рады Автономной Республики Крым,
областных, Киевского и Севастопольского городских Советов народных
депутатов в области регулирования водных отношений на их
территории принадлежит:
1) обеспечение реализации государственной политики в области
использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
2) распоряжение водными объектами местного значения;
3) согласование государственных, межгосударственных и
региональных программ использования и охраны вод и воссоздания
водных ресурсов, участие в их реализации;
4) разработка, утверждение и реализация местных программ
использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
5) выдача разрешений на специальное водопользование с водных
объектов местного значения;
6) определение в установленном порядке нормативов и размеров
платежей за специальное водопользование с водных объектов местного
значения;
7) согласование размещения предприятий и других объектов,
деятельность которых связана с использованием водных ресурсов и
может негативно влиять на их состояние;
8) координация деятельности районных и городских (городов
областного подчинения) Советов народных депутатов в вопросах
использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
9) утверждение проектов зон санитарной охраны
хозяйственнопитьевых водозаборов;
10) принятие в установленном порядке решений об отнесении
водных объектов местного значения к объектам природно-заповедного
фонда или к соответствующим категориям особой охраны;
11) установление правил пользования маломерными судами на
водных объектах;
12) установление в случае потребности более строгих, чем в
целом на территории Украины, нормативов качества воды в водных
объектах местного значения;
13) ограничение, временное запрещение (остановка) или
прекращение деятельности предприятий, учреждений и организаций в
случае нарушения ими требований водного законодательства в
пределах своей компетенции;
14) организация работы, связанной с ликвидацией последствий
аварий и стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их
вредным действием, привлечение к этой работе предприятий,
учреждений и организаций в порядке, предусмотренном
законодательством;
15) принятие по согласованию с государственными органами
здравоохранения и охраны окружающей природной среды во время
аварийных ситуаций решений о сбросе сточных вод с накопителей в
водные объекты, если это не приведет к превышению нормативов
экологической безопасности водопользования;
16) организация информирования населения о состоянии водных
объектов, его изменение и о проведении водоохранных мероприятий;
17) осуществление контроля за использованием и охраной вод и
воссозданием водных ресурсов;
18) разрешение других вопросов в области регулирования водных
отношений в пределах своей компетенции.

Статья 9. Компетенция районных Советов народных депутатов в
области регулирования водных отношений

К веданию районных Советов народных депутатов в области
регулирования водных отношений на их территории принадлежит:
1) координация работы сельских, поселковых, городских
(городов районного подчинения) Советов народных депутатов во время
проведения ими межтерриториальных водохозяйственных и водоохранных
мероприятий и предоставления им соответствующей методической
помощи;
2) согласование размещения предприятий, зданий, сооружений и
других объектов, деятельность которых связана с использованием
водных объектов местного значения и может нанести им ущерб;
3) организация работы, связанной с ликвидацией последствий
аварий и стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их
вредным действием, привлечение в установленном порядке к этой
работе предприятий, учреждений и организаций;
4) организация работы по выносу в натуру и устраиванию
прибрежных защитных полос вдоль речек, морей и вокруг водоемов;
5) внесение в установленном порядке предложений относительно
объявления водных объектов объектами природно-заповедного фонда в
Верховную Раду Автономной Республики Крым, областных Советов
народных депутатов;
6) ограничение, временное запрещение (остановка) или
прекращение деятельности предприятий и других объектов в случае
нарушения ими требований водного законодательства в пределах своей
компетенции;
7) установление правил общего водопользования в порядке,
определенном статьей 47 этого Кодекса;
8) осуществление контроля за использованием и охраной вод и
воссозданием водных ресурсов;
9) организация информирования населения о состоянии водных
объектов, о чрезвычайных экологических ситуациях, которые могут
негативно повлиять на здоровье людей, и о мероприятиях, которые
употребляются для улучшения состояния вод;
10) разрешение других вопросов в области регулирования водных
отношений в пределах своей компетенции.

Статья 10. Компетенция сельских, поселковых, городских и
районных в городах Советов народных депутатов в
области регулирования водных отношений

К веданию сельских, поселковых, городских и районных в
городах Советов народных депутатов в области регулирования водных
отношений на их территории принадлежит:
1) осуществление мер относительно рационального использования
и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
2) контроль за использованием и охраной вод и воссозданием
водных ресурсов;
3) установление правил общего пользования водными объектами в
порядке, определенном статьей 47 этого Кодекса;
4) ограничение, временное запрещение (остановка) или
прекращение деятельности предприятий и других объектов в случае
нарушения ими требований водного законодательства в пределах своей
компетенции;
5) организация работы, связанной с ликвидацией последствий
аварий и стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их
вредным действием, привлечение в установленном порядке к этой
работе предприятий, учреждений и организаций;
6) организация информирования населения о состоянии водных
объектов, а также о чрезвычайных экологических ситуациях, которые
могут негативно повлиять на здоровье людей, и о мероприятиях,
которые употребляются для улучшения состояния вод;
7) разрешение других вопросов в области регулирования водных
отношений в пределах своей компетенции.

Статья 11. Участие граждан и их объединений, других
общественных формирований в осуществлении мер
относительно использования и охраны вод и
воссоздания водных ресурсов

Граждане и их объединения, другие общественные формирования в
установленном порядке имеют право:
1) участвовать в рассмотрении местными Советами народных
депутатов и другими государственными органами вопросов, связанных
с использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов;
2) по согласованию с местными Советами народных депутатов и
другими государственными органами выполнять работы по
использованию и охране вод и воссозданию водных ресурсов за
собственные средства и при добровольным участии членов объединений
граждан;
3) участвовать в проведении специально уполномоченными
государственными органами управления в области использования и
охраны вод и воссоздания водных ресурсов проверок выполнения
водопользователями водоохранных правил и мероприятий и вносить
предложения по этим вопросам;
4) проводить общественную экологическую экспертизу,
обнародовать ее результаты и передавать их органам, уполномоченным
принимать решение относительно размещения, проектирования и
строительства новых и реконструкции действующих предприятий,
сооружений и других объектов, связанных с использованием вод, в
порядке, который определяется законодательством;
5) осуществлять общественный контроль за использованием и
охраной вод и воссозданием водных ресурсов;
6) получать в установленном порядке информацию о состоянии
водных объектов, источники загрязнения и использования вод, о
планах и мерах относительно использования и охраны вод и
воссозданиях водных ресурсов;
7) подавать в суд иски о возмещении убытков, причиненных
государству и гражданам вследствие загрязнения, засорения и
исчерпания вод;
8) осуществлять другие функции относительно использования и
охраны вод и воссоздания водных ресурсов в соответствии с
законодательством.


 

Hosted by uCoz